Крылатая пехота получит "Птицелов"

Новая техника, поступающая на вооружение ВДВ России, сделает десантников вполне самодостаточными и независимыми от иных родов войск в деле решения всех задач современного боя

В России начались работы по созданию первого в мире десантируемого зенитного ракетного комплекса (ЗРК), который должен значительно усилить противовоздушную оборону Воздушно-десантных войск (ВДВ). Работы ведутся под шифром "Птицелов". Пока информации о новом элементе системы ПВО для десантников - минимум, известно лишь, что он сможет поражать цели на значительно больших высотах, нежели те ЗРК, что стоят сейчас на вооружении этого рода войск. Еще одна деталь - комплекс приспособлен для десантирования на парашюте.

Десантирование БМД-2 с личным составом. Фото:ТАСС

Командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов сообщил и еще об одной "десантной" разработке - боевой четырехколесной машине для разведывательных и специальных подразделений ВДВ и сил специальных операций. Создается она в рамках опытно-конструкторской работы по семейству бронеавтомобилей "Тайфун" и на текущий момент дело дошло до стадии конструкторской документации и изготовления первого макетного образца.

Безусловно позитивным является тот факт, что Шаманов продолжает следовать традициям, заложенным еще легендарным отцом-основателем ВДВ Маргеловым, - десант должен быть полностью обеспеченным своей десантируемой техникой, позволяющей решать широкий спектр задач по поддержке войск в современном бою. Главное преимущество ВДВ как рода войск - легкость и мобильность. Выбросить с парашютом технику и солдат можно практически в любую точку. Недавние учения в Арктике показали, что и этот сложный в климатическом отношении регион не является закрытым для проведения там операций силами десантников. Однако легкость и мобильность одновременно являются и определенным недостатком "крылатой пехоты".

До появления транспортных самолетов, способных брать на борт нагрузку более 50 т, попытки оснастить десант хоть какой-то бронетехникой не были успешными.

Опыт Второй мировой и Великой Отечественной войны показывает, что проведение крупных десантных операций, в ходе которых происходило десантирование не отдельных небольших групп бойцов, а целых подразделений численностью до дивизии, оборачивалось большими потерями. При захвате острова Крит немецкие десантные части потеряли только убитыми и пропавшими без вести около 4000 человек, почти 3400 человек было ранено. Потери при высадке парашютного десанта союзниками в Нормандии составили 2500 десантников. Не в последнюю очередь понесенный урон был связан с отсутствием у парашютистов тяжелого вооружения, которое могло бы эффективно оказывать артиллерийскую поддержку и бороться с танками противника.

Попытки десантировать танки и бронемашины предпринимались еще в 1930-е годы, но удачно бросать с парашютом удавалось лишь совсем легкие танки с противопульной броней и слабым орудием, а также артиллерию малых калибров. Что-то более серьезное по весу и размеру транспортные самолеты в то время не поднимали. Таким образом, на поле боя десантник оказывался практически голым. Концепция применения этого рода войск в то время предусматривала после выброски и приземления закрепление на плацдарме и ожидание подхода своей артиллерии и танков. Стало ясно, что без собственной техники, которая могла бы обеспечить эффективную поддержку, применение десанта бесперспективно.

Появлению на вооружении армии СССР уникальных машин БМД и всего семейства бронетехники на их базе мы обязаны деятельности на посту командующего ВДВ генерала Василия Маргелова. Именно по его инициативе началась разработка легкой десантируемой техники, которая могла бы нести достаточно мощное вооружение. В итоге появились три боевые машины десанта, вооруженные аналогично БМП. А за счет возможности устанавливать на башне противотанковые управляемые ракеты БМД смогли еще и с танками бороться. Кстати, из зарубежных аналогов с нашими бронемашинами десанта более-менее может сравниться только немецкий Wiesel, на базе которого так же создан широкий спектр боевых машин, однако немецкая БМД слишком легкая и слабо бронированная. У американцев аналогов этой техники нет - эксперимент по созданию легкого десантируемого танка M551 "Шеридан" не увенчался успехом. Так что сегодня в вооружении аэромобильных сил США по-прежнему существует дыра из-за отсутствия тяжелой техники.

На гусеничном шасси боевых машин десанта было создано целое семейство бронетехники, которую можно сбрасывать с парашютом. Это десантный бронетранспортер БТР-Д и артсистема "НОНА-С" - орудие, которое позволяет использовать практически всю современную номенклатуру 120-миллиметровых артиллерийских и минометных боеприпасов. А вот ПВО ВДВ до недавнего времени было представлено переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела", "Верба" и "Игла", автоматическими пушками ЗСУ-23. Но все они имеют относительно небольшой радиус действия.

Для обеспечения надлежащего уровня ПВО этого явно мало, поскольку сегодня все более активно используются беспилотники - дроны, с которыми также необходимо эффективно бороться. Вероятно, создаваемый десантируемый самоходный комплекс ПВО, эффективно решая и эту задачу, также сможет эффективно "работать" не только по низколетящим и относительно медленным целям типа вертолетов, но и бороться с более серьезными противниками.

Появление на вооружении ВДВ колесной техники сделает этот род войск еще более мобильным. Усилия руководства Минобороны и ОПК направлены в сторону создания полностью самодостаточного комплекса вооружения, который позволил бы десантникам не зависеть от других родов войск. При успешной реализации этого плана возрастет эффективность и огневая мощь десантных подразделений, что само по себе уже неплохо, а сама крылатая пехота станет очень компактным и в тоже время мощным инструментом быстрого реагирования - в сравнении с зарубежными наши десантные войска становятся чуть ли не самыми быстрыми и мобильными в мире. Всю технику и личный состав можно будет не просто перевозить на транспортных самолетах, но при необходимости и сбрасывать с парашютами.

Не исключено, что есть связь между информацией о начале работ над новой ПВО и арктическими учениями. Десантные войска становятся одним из важных компонентов обеспечения безопасности и своих интересов в арктической полосе России. Возможно в ближайшее время мы станем свидетелями успешного десантирования боевой техники прямо на лед. Это будет вполне логичным развитием арктической стратегии России.

Выбор читателей